Профилактика преступлений, связанных с применением информационно – коммуникационных технологий
С развитием информационных технологий злоумышленники широко используют сеть Интернет, позволяющую им действовать анонимно и создавать условия для хищения чужого имущества. Отмечается рост преступлений этой категории, совершенных путем телефонных звонков под видом сотрудников Центробанка,кредитного учреждения, правоохранительных органов и организаций.
В большинстве случаев мошенники, представляясь сотрудниками специальных служб и организаций, используют методы социальной инженерии– введение потерпевшего в заблуждение путем запугивания, обмана или злоупотребления довериемдля получения несанкционированного доступа к информации, электронным средствам платежа или побуждения владельцев самостоятельно совершить перевод денежных средств с целью их хищения.
Складывающаяся на территории Ненецкого автономного округа криминогенная обстановкахарактеризуетсяпродолжающимся с 2023 года ростом числа зарегистрированных преступлений в рассматриваемой сфере.
Так, за 6 месяцев 2024 года в регионе зарегистрировано 233 таких преступления, в то время как за 6 месяцев 2023 года их было зарегистрировано 142, а за весь 2023 год было зарегистрировано 333 таких преступления (2022 год – 131 преступление).
Большинство из них составляют посягательства на безналичные денежные средства граждан, ответственность за которые предусмотрена статьями 158 и 159 УК РФ, а такжефактынеправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, сопряженного сее блокированием, модификацией либо копированием (статья 272 УК РФ). Их доля в общем массиве it-преступлений составила 42% и 45%, соответственно.
Вопросы соблюдения законности в названной сфере, эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию преступлениям данной категории находятся на постоянном контроле со стороны прокуроров, которыми реализуется весь спектр представленных полномочий как по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, так и поотмене незаконных процессуальных решений органов предварительного расследования, внесению руководителям соответствующих ведомств требований и представлений об устранении допущенных нарушений законодательства.
Наиболее распространенным на территории Ненецкого автономного округа способомхищения денежных средств является вид «телефонного мошенничества», когда потерпевшим звонят злоумышленники, представляясь сотрудниками кредитно-финансовых организаций или правоохранительных органов, после чего под предлогом предотвращения списания денежных средств предлагают перевести их на «безопасный счет». Потерпевшие, поддавшись влиянию, переводят имеющиеся у них денежные средства на банковские счета по реквизитам, представленным злоумышленниками. Также в ряде случаев мошенники могут указывать на необходимость взятия кредитов в банковских учреждениях в целях предотвращения возможности оформления кредитовзлоумышленниками.
Другим распространенным способом совершения преступлений являетсясхема с «продлением текущего договора на обслуживаниеsim-карты».
Злоумышленники, представляясь представителем сотового оператора, сообщают об истечении договора по мобильному номеру и если его не продлить, sim-карта будет заблокирована. Далее «оператор» предлагает «очень удобный» процесс продления договора - сообщить поступивший код от портала «Госуслуг». Далее жертве приходит CMC-сообщение с кодом доступа в личный кабинет портала «Госуслуги». Сообщая данный код доступа мошенникам –потерпевший передает им доступ ко всей персональной информации на портале «Госуслуг». Кроме того, таким образом злоумышленники могут получить доступ и к личному кабинету мобильного оператора. Потерпевший может утратить не только доступ к нему, но и потерять деньги на мобильном счете, банковской карте; без его ведома могут быть подключены услуги, позволяющие получить кредит.
Гражданам следует помнить о том, что операторы сотовой связи не продлевают абонентские договоры по использованию или обслуживанию SIM-карт, не просят пароли от личного кабинета на портале «Госуслуги» или других приложений. Важно знать, что абонентские договоры по использованию или обслуживанию SIM-карт являются бессрочными и расторгаются только по желанию пользователя и при личном посещении салона связи.
В настоящее время данная схема получила своё продолжение. После получения доступа к личному кабинету на портале «Госуслуги» гражданам поступает звонок якобы от представителей Центрального банка либо сотрудников силовых структур, которые сообщают о неправомерном доступе к личному кабинету пользователя интернет портала «Госуслуги».Далее «помогают» восстановить доступ к личному кабинету, называя ему секретное слово, которое было установлено мошенниками ранее.
После восстановления доступа лже-сотрудники Центрального Банка сообщают о том, что неизвестными лицами получена информация, касающаяся дохода лица, и от его имени направлены заявки в кредитные учреждения на получения кредитов. С целью спасти свои денежные средства и для предотвращения получения мошенниками кредитов гражданину советуют самостоятельно обратится в кредитные учреждения с целью исчерпать свой кредитный потенциал и направить денежные средства временно на «безопасный счет Центрального банка» по ранее указанной схеме.
По подобной схеме, представляясь сотрудниками страховой компании, территориального фонда ОМС, специалистами департаментов или министерств здравоохранения мошенники обманывают граждан, предлагая заменить полис обязательного медицинского страхования. Другой вариант этой схемы – скачать фейковое приложение Минздрава, которое на самом деле является вредоносной программой, взламывающей устройство.
Необходимо помнить, что полис ОМС есть у каждого гражданина, он бессрочный и не требует продления. Данные о полисе медицинское учреждение может получить в единой базе, поэтому предъявлять его при посещении врача не нужно.
Также находитраспространение способ завладения денежными средствамипотерпевших путем выдачи себя злоумышленниками за руководителей различных организаций. Мошенники создают ложные аккуанты в популярных мессенджерах от лица руководителей организаций. Страницы содержат их реальные данные (фамилия, имя, отчество, фото – эти сведения берутся из Интернета) и выглядят максимально достоверно. Используя фальшивые аккаунты якобы руководителей организаций злоумышленники связываются с подчиненными тех лиц, чьи страницы были подделаны. В ходе общенияпредупреждают сотрудниково скором звонкеиз государственной структуры (из Банка России, прокуратуры, ФСБ или полиции). Они рекомендуют следовать инструкциям звонящего, а о факте разговора никому не рассказывать. В ходе последующего телефонного разговора мошенники получают у потерпевших персональные и платежные данные или, действуя в ходе указанной ранее схемы с «безопасным счетом», похищают денежные средства.
Такая схема может использоваться и в отношении обычных граждан. Например, за счет создания поддельных аккаунтов друзей человека в социальных сетях.
ВРоссии злоумышленники дляхищения денег стали чаще использовать новый инструмент обмана - дипфейк-технологии. Спомощью нейросети мошенники создают реалистичное видеоизображение человека. Затем сгенерированный образ рассылают егодрузьям илиродным через мессенджеры илисоциальные сети. Вкоротком фальшивом видеоролике виртуальный герой, голос которого иногда сложно отличить отголоса прототипа, рассказывает якобы освоей проблеме (болезнь, ДТП, увольнение) ипросит перевести деньги наопределенный счет. Внекоторых случаях мошенники создают дипфейки работодателей, сотрудников государственных органов, известных личностей изтойсферы деятельности, вкоторой трудится ихпотенциальная жертва.
Чтобы создать цифровую копию конкретного человека, злоумышленники используют фото ивидео, атакже запись голоса, полученные восновном врезультате взлома егоаккаунта всоциальных сетях илимессенджерах.
Проявляйте осторожность приполучении отсвоего знакомого голосового иливидеосообщения спросьбой офинансовой помощи – егоаккаунт могли взломать злоумышленники. Иногда длярассылки таких сообщений мошенники создают поддельные страницы сименем ифото человека. Неспешите переводить деньги! Обязательно сначала позвоните тому, отчьего имени поступило сообщение, иперепроверьте информацию. Распознать дипфейк можно понеестественной монотонной речи собеседника, дефектам звука и видео, несвойственной мимике. Если возможности позвонить иубедиться, чточеловеку действительно нужна помощь, нет, задайте всообщении личный вопрос, ответ накоторый знает только вашзнакомый.
Как не стать жертвой мошенников: общие рекомендации
Не сообщайте никому иникогда паспортные данные ифинансовые сведения: данные карты иеевладельца, трехзначный кодсобратной стороны карты илиСМС-код. Сотрудники банков игосударственных структур никогда незапрашивают такую информацию. Непубликуйте еевсоциальных сетях, нафорумах икаких-либо сайтах вИнтернете, атакже нехраните данные карт иPIN-коды накомпьютере иливсмартфоне.
Если снеизвестного номера звонит сотрудник Центробанка, правоохранительных органов, государственной организации или банка с сомнительным предложением (например, сообщением опопытке оформления кредита илиподозрительной операции отвашего имени, обещанием высокого дохода повкладу, предложением перевести средства на специальный счет Центробанка итому подобное) илипотелефону запугивают итребуют быстрых действий с финансами, положите трубку.
Если подозреваете, чтовамзвонит мошенник, позвоните вбанк пономеру телефона, указанному наобратной стороне карты илинаегосайте, иливконтакт-центр ведомства, сотрудником которого представлялся звонящий.
Несовершайте каких-либо действий посчету, если вамзвонят изЦентробанка спросьбой илитребованием опереводе денег, втомчисле на«защищенный» или«специальный» счет, илиспредложением обоформлении кредита. Банк России неоткрывает счета инеработает сгражданами.
Повозможности установите антивирус на все устройства иобновляйтеего.
Совершайте покупки вИнтернете только напроверенных сайтах.Заведите специальную карту дляонлайн-покупок ипополняйте ееровно натусумму, которая нужна дляоплаты. Присовершении покупок обращайте внимание наналичие встроке браузера рядом сназванием сайта значка безопасного соединения (замочка).
Никогда невводите личные ифинансовые данные насомнительных сайтах инепереходите поссылкам изподозрительных писем, которые предлагают, например, пройти опрос, получить какую-либо выплату итому подобное. Официальные сайты финансовых организаций впоисковых системах (Яндекс, Mail.ru) помечены цветным кружком сгалочкой.
Помните, что сотрудники государственных организаций, служб безопасности, правоохранительных органов никогда сами не звонят по телефону в мессенджерах Telegram или WhatsApp, и не предлагают решить какие-либо вопросы, связанные с Вашими финансами, уголовным преследованием, по телефону.
Следует внимательно относиться к установке и разрешению программам на смартфоне доступа к SMS и приему звонков, так как среди них может оказаться шпионское программное обеспечение, крадущее Ваши данные.
Если вы стали жертвой финансового мошенничества:
1. Немедленно заблокируйте карту спомощью мобильного приложения или личного кабинета насайте банка. Заблокировать еетакже можно через контакт-центр банка (телефон указан на оборотной стороне карты) иливлюбом егоотделении.
2. Втечение суток после получения сообщения осписании средств напишите заявление вотделении банка онесогласии соперацией. Также обратитесь сзаявлением охищении денег влюбое отделение полиции.