Из истории деревни Осколково
Осколково относится к числу исчезающих Когда-то эта деревня жила яркой, насыщенной жизнью, а сейчас в ней осталось 8 жителей. Причина исчезновения в том, что деревню стало практически сносить рекой, особенно во время весенних половодий. В настоящее время от прежней территории осталась примерно пятая часть. Каждой весной рушился берег, рушились дома, их уносило течением реки Печоры, а также протоком, который носил местное название Шарок. Этот Шарок летом почти пересыхал, весной же по нему несло льдины, которые вместе с быстрой талой водой подмывали берег. Жители Осколково всегда с опаской ждали весну, организовывали дежурство на время половодья. Сильное наводнение было в 1953 г., в 1968 г. вода унеспа два дома Деревню практически всю заливало так, что по ней от дома к дому передвигались на лодках, как на вёслах, так и на моторах. Были такие годы, когда большинство семей поселялись в одном доме, чаще всего это было здание школы, которая стояла на самом высоком месте Практически в каждой семье нам показывали фотографии о наводнении. В 1998 году в Осколково было такое сильное наводнение, что оставшееся население через чердаки домов спускалось на лодки, затем их вывозили вертолетами.
Точной даты появления деревни Осколково установить не удалось. Но, скорее всего, она появилась так же, как большинство печорских деревень. В 1499 году по указу великого князя Ивана 3 в некотором удалении от Печоры, был «зарублен» город Пустозерск, который стал военно-стратегическим и экономическим центром печорского края. Во второй половине 16 века Пустозерск стал довольно крупным населённым пунктом В 16 веке, у пустозерцев из числа пермяков (нынешних коми), кроме общих для всех жителей речных и морских тонь, были вверх и вниз по Печоре «на сторонних речках висках, хто чем владеет изстари», до семидесяти сараев, куда они выезжали летом для лова белой рыбы чпро свою нужду». В числе перечисленных в Книге-платёжнице владельцев значатся Осколковы. Со временем на месте этих летних сараев поставлены дворы. Так возникали вокруг Пустозерска постоянные промысловые поселения- «жиры» «для рыбных и иных промыслов». Таким образом, приблизительно время и причины возникновения деревни нам известны. Фамилия первопоселенцев, по легенде, двух братьев Осколковых, дала название деревне. Но семей с фамилией Осколковы в деревне не помнят
Население занималось промыслами. Весной уходили на путину. Рыбу сдавали купцам. После весенней путины шла семужья, после нее - осенняя, до заморозков. Рыбу ловили неводом, сетками, рюжами осенью - поплавями. За рыбу брали мукой, крупой и разными другими товарами.
Жители деревни вспоминают, что население появилось здесь в 40-е- годы. До этого времени Осколково считалось выселком, здесь жили единоличники В архивных документах 1932 г. Осколково названо выселком Коллективизация пришла и в печорские края. Жители деревни вступили в рыболовецкий колхоз «им. Чапаева» в 1940 году. Тот факт, что колхоз с таким наименованием уже существовал около ненецкого поселка Нельмин-Нос, в «Трех Буграх», вызвал большие затруднения в работе, как с архивным, так и с музейным материалом. Трудность этого этапа работы состояла в том, что существовало два колхоза с одинаковым названием им. Чапаева; один оленеводческий колхоз им. Чапаева Малоземельного тундрового Совета Нижне-Печорского района и колхоз им Чапаева Куйского сельсовета Нижне-Печорского района Один из колхозов был оленеводческим, другой - рыболовецким, и кроме того, имел большую животноводческую ферму. При упоминании названия колхоза обычно есть уточнение «колхоз им Чапаева, д. Осколково).
Старые люди вспоминают, что в заговенье делали ледяную горку и катались по ней на санках, молодые девушки сидели у парней на коленях, люди постарше сидели возле горки на скамьях. А в последний день заговенья жгли смоляные бочки. В пасху, весной, в деревне делали качели. До начала сенокоса вечерами жители приходили на луг, где играли в лапту, в рюхи (городки). Позже появилась волейбольная площадка. Была еще игра «Гигант»- своеобразные качели. Традиционной на Севере была игра в барашки (высушенные гладкие бараньи косточки).
Летом все были заняты работой на сенокосе, работали с раннего утра до позднего вечера, в ближних бригадах (участок «Соломенная», «Осколков шар») или в «ночных», когда на дальние участки выезжали на всю неделю (участок «Конзер», «Чировец», «Сельповская», «Артамониха»), Происхождение названий местные жители не знают Сенокос был ответственной порой, значимой в жизни деревни На сенокосных лугах работали не только колхозники, но и работники от Сельсовета, ученики. Щепеткина Т.В. рассказывала, что её сестра во время студенческих работ удивила всех своим умением работать на конной грабилке. Жители деревни крайне редко выезжали в отпуск летом.
В деревне всегда была только начальная школа, ученики выезжали для продолжения обучения в деревню Никитца. Осенью ученики выезжали на учебу на пароходе, на каникулы их вывозили на лошадях. Это был долгий и трудный путь - почти 45 км, в открытых санях, по любому морозу. Иногда учеников, укутанных в полушубки и одеяла, везлу на тракторных санях Весной, в период половодья, детей вывози- пи вертолетами. В Никитце учились отец и мать, потом там учились их дети. Приезда школьников в деревне всегда ждали. Сразу по приезду их на местном клубе появлялась афиша: «Силами никитцынских учеников будет поставлен концерт» Эти концерты ученики готовили задолго до приезда домой. В маленьком клубе собиралась вся деревня. Жители вспоминают, что деревня всегда жила дружно - « не ссорились». Вспоминают, как ставили спектакли.
Жители вспоминают, что сначала кинофильмы привозил Фофанов Федор, т. к. не было стационарной установки. Сначала клуба не было, в школе устраивали танцы. Все мужчины деревни хорошо танцевали вальс. Кожевин П. умел играть на балалайке, гитаре, гармошке. Женщины вспоминают, как отпрашивались на танцы у бригадиров сенокосных бригад, как «на веслах, на маленькой лодочке» добирались до деревни.
Важными праздниками для деревни были День рыбака и День молодежи.
Всегда большим событием, тоже собиравшим практически всех жителей, был приход первого парохода (он назывался «Радищев»), Все лето прибытие парохода было событием, даже маленькие детсадовцы организованно выходили на прогулку посмотреть на «Радищев». На «Радищеве» можно было выехать в Нарьян- Мар (окружной центр), который называли Город.
Территориально деревня делилась на два конца, один назывался Новый поселок, другой не назывался никак. Удалось восстановить план деревни в разные годы. Дома на нижней Печоре отличались от домов на верхней Печоре. Ближе к северу дома были небольшие, с маленькими окнами. Бани сначала были вынесены ближе к реке.
В деревне было много староверов - устьцилемов, выходцев из Коми деревень, особенно много было приехавших из д. Климовки Они носили свои устьцилемскую одежду, исполняли свои обряды.
Интересно, что от большого имени Александра маленькое имя в деревне звучало как Ольга. Детей называли по матери- «Колька Аннын», «Танька Анисьина». Если у людей были одинаковые имена и фамилии, то их называли так: «Женя Первая, Женя Вторая» (их фамилия была Поздеева). Название деревни «Осколково» в местной речи не склоняется.
История появления деревни такая же, как и у большинства печорских деревень: она была основана пустозерцами для организации рыбного промысла. Важную роль в жизни деревни играла река: водная артерия летом, санный путь зимой. Рыболовство было основным занятием населения. Река же и разрушила деревню. Еще одной важной причиной исчезновения деревни было то, что закрыли начальную школу, маленьких детей приходилось отправлять в интернат. Жители переехали в с. Красное (центральная усадьба колхоза «Харп»), в д. Кую, в г. Нарьян-Мар
Коткин Николай
Выпускник ненецкой школы-интерната 2005 года, воспитанник Н.А. Востриковой, школьное научное общество «Истоки»